Невозможно оторваться!

Путешественница Оксана Лыткина рассказывает о Большой Уральской Тропе

10 октября
497
Путешественница Оксана  Лыткина рассказывает о Большой Уральской Тропе
11 сентября уральская путешественница Оксана Лыткина завершила поход по Большой уральской тропе, став первой в России, кто непрерывно и в одиночку преодолел самый протяженный горный маршрут. На прохождение 2 400 км у Оксаны ушло 120 дней. О том, как она готовилась к походу, какие трудности возникли на пути и о развитии туристической инфраструктуры на Урале путешественница рассказала в эксклюзивном интервью в редакции «Областной газеты» в рамках проекта «Действующие лица».

Наши тропы не хуже

— Оксана, расскажите, чем вы занимались до прохождения тропы и решились отправиться в четырехмесячный поход?

— Я журналист. Проработала 20 лет на телевидении, занималась расследованиями ОПГ, и параллельно у меня был свой туристический бизнес, я много путешествовала по миру. В какой-то момент малые студии начали закрываться, и я поняла, что надо что-то делать дальше. Я поехала учиться в Москву, также училась в Санкт-Петербурге на режиссерском факультете. Потом услышала, что есть такой Путь Сантьяго из Португалии в Испанию. Мне очень захотелось его пройти, и я его прошла. Когда вернулась в Россию, поняла, что наши места не хуже, просто они менее раскручены, менее обустроены. В 2018-2019 годах я начала заниматься созданием троп в родном Миассе, стала общественным представителем по туризму в Челябинской области. Пока я осваивала разные тропы в России, у нас на Урале началось строительство Большой уральской тропы. Так я познакомилась с руководителем этого проекта Вячеславом Пестриковым, и в 2023 году состоялось первое нон-стоп прохождение первых промаркированных 600 км. Это было осенью, я прошла от национального парка Зюраткуль до Висимского заповедника за 23 дня. В это же время я прошла обучение на инструктора по детско-юношескому туризму, начала обрастать опытом в этом деле.

 — Как проходила подготовка к походу?

— Подбирать снаряжение было очень сложно, потому что было мало понятно, как выстроить всю систему, так как я выходила весной, проходила лето и возвращалась осенью. Непонятно было, какая погода будет. С одной стороны, сбор проходил сумбурно, а с другой, может быть, и не так плохо все и было. Всеми этими сборами занимался куратор от Большой уральской тропы Сергей Куликов. Он помогал со снаряжением, экипировкой. У всех в команде есть какой-то опыт, мы складывали общее мнение и пытались вместе что-то собрать. На подготовку ушло примерно два месяца, еще больше полугода я готовилась физически. Занималась в тренажерном зале по специальной программе, плюс ежедневно старалась проходить километры, чтобы ноги привыкли к постоянной нагрузке.

— Как отреагировали ваши близкие, когда узнали, что вы собираетесь в одиночку пройти Большую уральскую тропу?

— Я всегда была не дома, занималась бизнесом, работой. Понятно, когда это приносит деньги — это одна история, а когда ты ходишь с палаткой и ничего не зарабатываешь — это другое. Не все поняли, долго принимали эту ситуацию, но в конце концов разрешили мне делать то, что я хочу. Мне очень нравится быть на природе, ночевать на природе, нравится ходить пешком.

— Насколько сложно было морально подготовиться к этому?

— Мне было очень тяжело до выхода на маршрут. Одно дело, когда ты идешь один, другое — когда ты объявляешь о походе, плюс у тебя есть команда, которая вместе с тобой в этом проекте участвует. Я понимала, что если я не дойду, то весь проект рухнет. Поэтому был очень дикий страх того, что я не смогу, очень сильно переживала, но как только я вышла на маршрут успокоилась и просто пошла. Морально к такому походу, мне кажется, нельзя подготовиться.

Уральский рельеф страшнее медведя

— Оставшись в лесу, удавалось поддерживать связь с кураторами и выходить к людям?

— Сергей Куликов был со мной на связи 24/7. У меня был спутниковый гео-трекер, у него была карта, на которой я отображалась в виде точки, и он следил как эта точка перемещается. Если происходили какие-то сбои, то он уже начинал волноваться. Не всегда удавалось поймать связь, спутниковый трекер работает в любом месте, но бывали сбои. Мы все время контактировали, куратор сбрасывал мне прогноз погоды и всю необходимую информацию для ночевок. Я проходила через туристические центры, национальные парки, особо охраняемые природные территории, мы получали разрешения, оплачивали билеты. Оставалась ночевать в визит-центрах, у партнеров Большой уральской тропы, было много людей, которые приходили на помощь и не отказывали ни в чем.

— За эти четыре месяца возникала ли у вас мысль сняться с дистанции и вернуться домой?

— Мыслей сойти с дистанции у меня не было. Не могла себе даже позволить подумать о таком, когда есть команда. Я очень боялась где-нибудь упасть и сломать что-то или заболеть, потому что я понимала, что если я упаду с температурой 40 и буду бредить, они меня заберут.

— В одной из своих публикаций в социальных сетях вы упоминали, что во время прохождения маршрута встретили медведя. Насколько страшно было встретить дикое животное, и какие еще трудности возникли во время прохождения дистанции?

— Встреча с медведем — это вообще не трудность. Когда я встретила медведя, у меня вообще не было никаких эмоций — ни страха, ни тревоги. Ну, медведь и медведь. Это уже были последние недели маршрута, был сложный рельеф местности, меня это настораживало и пугало намного сильнее, чем медведь. Он услышал меня и убежал, а вот залезть на гору и пройти по ней 20 км со всякими спусками и подъемами — вот это тяжело. Тяжело проходить по пересеченной местности, где нет тропы, через болота, все время в воде идти. Хотя ко всему привыкаешь. Если в первый месяц похода я дико боялась непролазного леса, когда и травы много, и троп нет, и нужно идти по треку и разметке (если она есть), то к концу путешествия я уже приняла эту ситуацию, и поняла, что если ты не научишься любить лес таким, какой он есть, а он не всегда бывает нарядным, красивым, легкопроходимым, то очень тяжело будет.

— А со снаряжением проблем не возникало?

— Было происшествие с газовой горелкой. Она в какой-то момент перестала накручиваться на баллон. Это был северный Урал, когда было непросто что-то доставить. Встречные туристы мне ее накрутили, помогли.

В Перевале Дятлова нет ничего необычного

— Чем уникальна Большая уральская тропа?

— Эта тропа уникальна тем, что она собой связывает пять регионов и позволяет пройти от степного Оренбуржья через горные вершины Башкирии, пройти Таганай с его прекрасными каменными реками, посмотреть Средний Урал, где горы доступны и пожилым, и семьям с детьми, и пройти спортивный Северный Урал, который уже требует подготовки. Это все можно увидеть за одно путешествие. Также эта тропа является самой протяженной горной тропой в стране.

— Какие участки вам больше всего запомнились и почему?

— Моему сердцу очень милы пушистые, бархатистые, плюшевые горы Оренбуржья. Для меня это было открытие, никогда там не была. Просто приходишь и получаешь удовольствие, потому что очень легко, комфортно, была весна, было тепло, очень много цветов. Я очень мечтала подняться на Индирские зубчатки. Поднималась на них во время дождя, вечером, по колено в воде, в тумане, в дымке какой-то, упала там с камня и так и не увидела той красоты, которую хотела посмотреть и просто поняла, что попала сюда не в то время, и нужно будет возвращаться. Малиновые горы в Башкирии мне очень милы. Настоящим открытием для меня был север Свердловской области — Конжаковский камень, Ольвинский камень мне понравились, такой приятный подъем, открывается отличный вид.

— Не могу не спросить про Перевал Дятлова, через который также проходит маршрут Большой уральской тропы. Какие у вас остались впечатления от этого места?

— В Перевале Дятлова нет ничего необычного. Из этого похода «дятловцев» я видела ранее только зимние фотографии, и вообще плохо себе представляла, как там все выглядит, какой там подъем и так далее. Оказалось, что это абсолютно доступная любому человеку гора. Да, до нее нужно идти 20 км через грязь, воду, камни и корни, подняться на 100 метров, но это может сделать даже ребенок, после чего ты выходишь на плато, на котором с двух сторон вершины, и все покрыто тундрой. Сейчас там уже осень, все деревья желто-красные, очень красиво. Ощущения, что там что-то сверхъестественное, не было, для меня это была просто точка, через которую надо пройти.

— Возникли ли трудности с адаптацией к жизни в городе после нескольких месяцев пути?

— После четырех месяцев в лесу очень тяжело адаптироваться к жизни в городе. Вокруг люди, как-то все странно, потом ты приезжаешь домой и начинаешь утопать в бытовых вопросах, а потом нужно столько всего сделать, столько всего запланировано…

Спрос на туризм растет при поддержке Правительства

— Помогает ли федеральное и региональное правительство в развитии пешего туризма?

— Мы взаимодействуем с Правительством. Большая уральская тропа выиграла уже два гранта «Фонда президентских инициатив», нас приглашают на мероприятия, выставки. О нас говорят даже без нашего участия, о нас рассказывают, наш проект замечен. Например, когда Свердловская область выезжает на туристические выставки в Москве, Большая уральская тропа является одним из представляемых регионом проектов.

— Почему важно развивать эту сферу?

— На мой взгляд, очень важно, что наше правительство поняло ценность пешеходного туризма, потому что они понимают, что человек, который ходит по тропам, имеет другие ценности. Для него важно не только потребление, человек, который путешествует начинает созидать, отдавать, любить природу, начинает себя вести с ней экологично. Развивать тропы — национальный приоритет практически во всех странах.

В советские годы было очень много маршрутов, которых сегодня нет, частично они восстановлены в Большой уральской тропе. В постсоветский период школа туризма была развалена, все турклубы, кружки на предприятиях, в учебных заведениях были закрыты. Если раньше все ходили в походы, то после перестройки туристическое самосознание стало пропадать. В последние годы, исходя из статистики, предоставленной магазинами туристического снаряжения, можно сказать, что спрос на походы растет в хорошей прогрессии, и это поддерживает региональное и федеральное правительство.

— Ваш маршрут проходил в том числе и через Средний Урал. Как вы можете оценить развитие туристической инфраструктуры на свердловском участке тропы?

— В Свердловской области очень хорошо развита инфраструктура. Можно идти, не ночуя в палатке, а останавливаться в кэмпингах, глэмпингах, домиках, базах. Очень много объектов размещения, этим маршрут более удобен, более приспособлен для любых категорий граждан. В Свердловской области можно путешествовать с комфортом.

Наша задача — сделать тропу доступной

— Ранее вы упоминали, что будете активно участвовать в развитии проекта Большой уральской тропы. Как будет использоваться собранная вами во время похода информация, и как проект будет развиваться в дальнейшем?

— Вся информация, которая была собрана, — питьевые источники, объекты инфраструктуры, связь, и все, что могло бы быть полезным для туристов — сейчас обрабатывается, оцифровывается, и по итогу появится книга. Там, где больше трафик, там и нахоженность больше, и комфортнее идти, тропы лучше развиваются, появляются новые арт-объекты, растет инфраструктура. Это все-таки дело не одного года, и может быть даже не одного десятилетия. Моя задача была рассказать всей стране, что на Урале есть классная тропа, по которой круто путешествовать, и это будет гораздо дешевле, чем ездить за границу.

— Какие задачи сейчас стоят перед вашей командой?

— Задача нашей команды сделать тропу максимально доступной для неподготовленных туристов. Сейчас нам нужно разбить ее на участки, на которых можно без рюкзака пройти 20-25 км, переночевать с комфортом, поесть, взяв с собой немного вещей. Нам важно привлечь бизнес на тропу, чтобы на ней строились объекты размещения, кафе, прокаты. Для этого мы очень много взаимодействуем с регионами и с муниципалитетами напрямую, к проекту появляется интерес.

— Что вы можете посоветовать начинающим походникам?

— Сначала обязательно нужно зайти на сайт Большой уральской тропы, изучить маршрут, скачать трек маршрута. Всегда в телефоне должна быть скачанная карта, тогда вы не заблудитесь в лесу. Изучите информацию, посмотрите, какие есть маршруты, тропа выстроена так, что можно выходить на один-два дня. Если совсем нет опыта, лучше участвовать в коллективных коротких выходах и постепенно расширять географию путешествий, набираться опыта.

Областная газета


Комментарии 0


Возврат к списку