Происходившие в прошлые годы гречневые инфокризисы привели к полузапрету обсуждать темы повышения-понижения цен, неурожаев и тому подобных колебаний рынка, могущих привести к потребительским паникам.
Но, видимо, кто-то по игре в "гречка подорожает" соскучился, и алтайский депутат срочно вынужден сообщать, что для этого никаких оснований нет.
Прогнозы о неизбежном резком росте цен на гречку не имеют под собой достаточных оснований, считает председатель постоянного комитета Алтайского краевого законодательного собрания по аграрной политике, природопользованию и экологии Сергей Серов. Как он поясняет, урожайность гречихи в этом году выше прошлогодней и позапрошлогодней, алтайская гречка вновь составит более половины всероссийского урожая.
Напомним, в 2023 году в Алтайском крае собрали рекордный урожай - почти миллион тонн гречки. Ту гречку страна еще даже всю не съела (у нас переходящий остаток не менее 200 тысяч тонн ежегодно при потреблении 550-600 тысяч)!
Если же отталкиваться от фактов, то урожаи гречихи стабильно перекрывают внутреннее потребление. Что-то удается сбыть в сопредельные страны, но физического дефицита все равно быть не может, от каждого урожая стабильно остается переходящий остаток, а храниться гречка может годами. Последний раз физический неурожай гречихи в нашей стране был в 2010 году — тогда собрали примерно 340 тысяч тонн при спросе на 550. С тех пор производство и потребление выросло в разы, но «неурожай гречки» и «рост цен на гречку» стали своего рода национальной традицией и любимой рыночной игрой, с которой даже начали бороться на уровне правительства.
В 2012 году повторить историю с «неурожаем гречки» помешал ожидавшийся 21 декабря того года «конец света» — сочетание для полундра-маркетинга оказалось очень неудачным. Поэтому «гречневый кризис» был в 2014 — цена взлетела с 22 до кое-где 120 рублей, но вскоре вернулась на разумный уровень. Была попытка провернуть такую же операцию в следующем, 2015 году, но у большинства людей еще не кончились запасы с предыдущей гречневой паники, и вышел пшик. Чуть более успешно получилось раздуть панику на ровном месте в 2016 году, но большинство вновь воздержалось в ней участвовать. В 2017 и 2018 году один популярный деловой портал публиковал почти одинаковые тексты о том, что «посевы могут быть сокращены, цена на гречку вырастет» — эти годы были отмечены весьма внушительными урожаями. Другие столь же широко известные издания время от времени публиковали заголовки типа «В России резко дорожает гречка», причем параллельно похожий портал мог привести ровно те же аргументы под заголовком «В России может упасть цена на гречку». Традиционное время для такого «экономического анализа» — октябрь.
В то же время все эти годы аграрии сеяли и собирали гречку в количествах, превышающих потребности, элеваторы ее хранили, пищевая промышленность перерабатывала зерно в крупу, которую потом торговцы развозили по стране и продавали, а затем блюда из нее попадали к нам на стол. Не переживайте, гречка не кончится, ешьте на здоровье!